Мои мысли о высшем образовании

Мои мысли о высшем образовании

Всем снова привет. Сегодня я вновь хочу затронуть тему образования. На этот раз поговорим о высшем образовании, которое было незаслуженно лишено внимания в моей прошлой статье на тему образования. Почему я все-таки решил опять вернуться к этой теме? Да вот  хожу я, хожу, делаю что-то свое, а в голове все мысли об образовании… Вывод — нужно излить эти мысли в блоге, иначе никак не отстанут. 🙂 Такое у меня периодически случается…

 

Итак, высшее образование… И не подумайте — вы не услышите от меня, что высшее образование не нужно и его можно получить дома (хотя при соответствующих возможностях — почему бы и нет? Но, сейчас не об этом). Я являюсь сторонником хорошего фундаментального высшего образования. Ведь всем хочется, чтобы нас окружали люди, образованные, имеющие достаточное представление о многих областях жизни, культурные и эрудированные. С такими людьми всегда есть о чем поговорить, кроме погоды, а в споре вы вряд-ли перейдете на личности… Мечты, мечты…

 

Что происходит на деле? Вокруг нас, куда ни ткни — выпускники ВУЗов. Выпускники, которые явно не блещут ни эрудицией, ни познаниями в истории или культуре, ни в иностранных языках, ни даже в своей профессиональной области. Говоря проще — у большинства выпускников ВУЗов от высшего образования остается только диплом — бумажка, которая значит все меньше и меньше с каждым годом.

 

И если еще совсем недавно для того, чтобы устроиться на более-менее приличную работу, достаточно было наличия корочки о ВО, то сейчас диплом является хоть и почти обязательным при устройстве на работу, но далеко не решающим фактором. Большинство работодателей — от владельцев небольших частных предприятий до управляющих крупными компаниями, сходятся в одном — наличие диплома вовсе не гарантирует наличия мозгов у его владельца. Почему же сложилась такая картина, и что нам, родителям, с ней делать? Как обеспечить своему ребенку действительно высшее образование?

 

Скажу сразу — у меня нет ни одного диплома. Я учился в нескольких высших, и не очень, учебных заведениях, но не закончил ни одного. На это были разные причины — и недостаток финансов, и не совсем правильный выбор, и понимание того, что такое образование мне уже не нужно. Обучение в нескольких очень разных учебных заведениях, знакомство с некоторыми преподавателями, множество друзей, которые были студентами не только в Украине, дали мне богатую пищу для размышлений об устройстве и предназначении системы образования.

 

Сейчас я вижу, что не так с высшим образованием в моей стране, и не только. Разумеется, я не претендую на истину, это исключительно мое мнение, но все же…

Главный недостаток (и достоинство) системы высшего образования это то, что она является логическим продолжением системы школьного образования. То есть, успешно сохраняет почти все те негативные качества школьной системы, которые делают из детей винтиков в огромном механизме системы.

 

Бездумное введение новых «реформ» только усилило весь негатив, который имелся в системе ВО, разрушая все то хорошее, что в ней было во времена советского союза. Можно еще много говорить о тех недостатках, которые и так всем известны — коррупция, излишняя коммерциализация ВУЗов, низкий уровень преподавания, отсутствие хоть какой-то научной деятельности в большинстве ВУЗов и так далее.

 

Но сейчас мы, простые родители, вряд ли сможем как-то серьезно повлиять на все это. Система образования, начиная садиками, школами и заканчивая магистратурами требует таких реформ, о которых пока что даже не мечтают многие наши «реформаторы». Перед нами же сейчас стоит более насущный вопрос: как обеспечить своим детям действительно хорошее высшее образование?

 

Казалось бы, что-то я рановато начал об этом думать? Старший ходит в четвертый класс, младшая только слова в предложения начала складывать, а я о высших материях… В том то и дело, что я не хочу, чтобы мои дети начали думать о выборе своего профессионального пути только под конец обучения в школе.

 

Поразмыслив немного, я пришел к выводу, что хорошее высшее образование возможно получить при следующем условии:

 

Хорошая подготовка во время обучения в школе.

 

Что это значит?

 

Это может быть домашнее обучение с выбором нескольких предметов для углубленного изучения. Плюс к этому занятия по этим предметам с репетиторами, в клубах по интересам, участие в чужих проектах и развитие своих в избранном ребенком направлении. Фактически, я представляю себе это подготовку так. Что к поступлению в ВУЗ человек должен иметь знания. Соответствующие первому-второму курсу университета по основным предметам.

 

Возможно ли это? Вполне. Если не тратить попусту время на изучение ненужных и неинтересных предметов. Таким образом, к моменту поступления в ВУЗ ребенок будет готов получать серьезные и фундаментальные знания.

 

К моменту поступления в ВУЗ ребенок уже должен уметь добывать знания из различных источников, анализировать их и делать выводы. Конечно, такой ребенок на первых курсах столкнется с тем, что все вокруг учат то, что ему уже известно. Но это только освободит больше времени для того, чтобы получить действительно качественные знания.

 

Таким образом, при желании, можно получить университетский уровень знаний даже учась в посредственном ВУЗе. Конечно, сделать это будет намного тяжелее, нежели в хорошем учебном заведении, но все же… В свое время я столкнулся с тем, что, имея огромное желание серьезно учиться, я был лишен возможности доступа к нормальной библиотеке научной и учебной литературы. Многие предметы нам преподавали по одному(!!!) учебнику. Но ведь тогда почти не было интернета! Сейчас все не так. При желании можно получить доступ практически к любой литературе, не говоря уже об обилии практических кейсов и примеров решений во всех областях знаний. Только бери, и учись на здоровье.

 

По моему глубокому убеждению, в уровне образования человека ключевую роль играет его способность и желание заниматься самообразованием. Как во время учебы в школе, так и во время учебы в ВУЗе, так и после окончания ВУЗа до самых седин.

 

Все остальное вторично — КПИ, Гарвард, Стенфорд, Сорбонна, Жмеринка — не важно, диплом какого ВУЗа у тебя имеется. Главное — что ты знаешь и как ты эти знания можешь превращать в действия, которые принесут желаемый результат.

 

Разумеется, когда я говорил выше об интенсивном самообразовании, углубленном изучении и прочем, я подразумевал, что человек занимается изучением того предмета, которые ему действительно интересен. То есть, эта специальность или направление деятельности выбрано осознано, с какими-то далеко идущими целями и планами собственного развития как профессионала и человека вообще.

 

На этом я заканчиваю вторую часть моих размышлений об образовании. Долгие размышления и изучение темы образования позволили мне не только понять слабые и сильные места нынешней системы. Я уже более-менее ясно представляю основные принципы и некоторые модели, на которых возможно построение действительно хорошей системы образования. Об этом я обязательно расскажу чуть позже. Может быть, мои сумбурные «размышлизмы» пробудят в вас какие-то мысли, я буду рад их узнать здесь же, в комментариях к этой записи.

 

 

До новых встреч, друзья 🙂

 

P.S.: Кстати, для тех, кто дочитал до конца, сообщу одну маленькую новость. Скорее даже, анонс. Я решил немного приблизить формат блога к форме некоего дневника. Теперь в блоге будут появляться записи не столь объемные, но более частые и регулярные. Своего рода, «мысли дня». Я заметил, что каждый день у меня появляются какие-то мысли, которыми хочется с вами поделиться. Но времени на полноценную статью не хватает, а писать где-то в Твиттере или Фейсбуке не очень хочется. Все-таки, приятнее поддерживать и развивать собственный сайт, а не чужой…

 

 

 

 

Еще больше интересных статей на электронную почту:

Подпишись прямо сейчас!

 

 

6 thoughts on “Мои мысли о высшем образовании

  1. Когда-то в нашей стране была лучшая система высшего образования. Настолько лучшая, что Запад перекрывал нашим широко-эрудированным выпускникам дорогу к себе, не котируя наши дипломы. Сегодня же мы почти развалили эту систему собственными руками: жадностью, коррупцией, недальновидностью, некомпетентностью, обманом…

    Эта статья — приглашение к размышлению. Поднятые в ней проблемы, прямо или косвенно, коснутся каждого из нас: лично, через детей, внуков, будущее, состояние страны, уровень жизни.

    Надеюсь, что читающим это небезразлично, где и как мы будем жить завтра. И уже живем сегодня…

  2. Дети всё равно сделают по-своему

    Ruslan Makarov Reply:

    Да это и понятно. Просто это «по-своему» может быть очень разным. Каким оно будет, зависит, в первую очередь, от нас. И закладывается этот выбор уже сейчас — за много лет до этого.
    Потом от нас уже будет требоваться одно — принять этот выбор и поддержать детей по мере возможностей.

  3. «далеко идущими целями» — это какая-то неграмотная уловка старообразовательной системы, ни к чему качественному не ведет — все видится якобы в будущем, но будущего нет — есть только настоящее.

    Ruslan Makarov Reply:

    Настоящее формирует будущее, которое в один прекрасный момент также станет настоящим. И, если человек знает, каким он хочет стать, что он хочет делать, и делает какие-то конкретные шаги в этом направлении уже сейчас — это и есть «с далеко идущими целями». Значимых результатов не достигнешь, если не будешь каждый день что-то делать для их достижения.

    Есть только два нюанса:
    1. Процесс достижения цели (в том числе, и в образовании) должен быть так же наполнен смыслом и доставлять удовлетворение, как и желаемая цель
    2 Все это справедливо, если человек хочет чего-то достичь. Если же его устраивает нынешнее статус кво, к нему все эти слова не относятся.

    Вот, как-то так. Надеюсь, я что-то прояснил 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *